Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
14:01 

Теория планирования для МТА

Espero
A'tai, hetairae A'nankhimel'iin. Diriin.
Одна девушка на свою голову спросила меня, что же такое таблица конфликтов и график напряженности... И я, как хороший ведущий научно-популярно программы для детей, разразился целой статью на эту тему.

Хочу прежде всего сказать: я на 146% уверена, что писателю, чтобы стать хорошим писателем, одного таланта и трудолюбия мало. Ему нужны знания. И далеко не до всех он способен дойти сам, иногда требуются подсказки.
Еще я верю, что книга, как музыкальное произведение, должна писаться по определенным законам.
Вот, говорят, есть два типа писателей: архитекторы и садовники. Одни прорабатывают подробный план и пишут точно по нему. Другие начинают писать, не придумав концовки, и сами не знают, что их ждет в новой главе.
Так вот мои симпатии целиком принадлежат архитекторам. План должен быть. Четкий, аргументированный и всеохватывающий. На его создание могут уйти месяцы и даже годы, он может (и должен) быть многословным, подробным и иногда мало отличающимся от готового произведения. Но писать, не продумав персонажей, сюжет, конфликты, - пустая трата времени.

Исходя из этого, рассмотрим основные приемы.
Итак, допустим, у меня (гипотетического лирического героя, а не реального человека) есть сюжет. Зародился он из одной сцены или эмоции, может быть, появился из песни, фильма, другой книги или подсмотренной на работе ситуации. Неважно. В какой-то момент идея обрастает героями и действиями, у нее появляется начало и конец, иногда даже середина.
Это первая ступень, не продумав которую, двигаться дальше нельзя.

Что делаем сначала? Расставляем приоритеты. Например, выясняем, к какому жанру будет относиться произведение (для этого, как правило, нужно выделить основную и побочные сюжетные линии), какова его основная аудитория (кому будет интересно это читать?) и каков объем (вытекает из предыдущих пунктов + исследование существующей литературы и книжного рынка на данный момент).
Кроме того, полезно сразу определиться с концептом (про лоу- и хай-коцепты хорошо написано тут: ostrakon.livejournal.com/36221.html ).

Теперь, зная формальные характеристики того, что я хочу написать, я берусь за создание мира. Если для меня в первую очень важен антураж (например, я Толкиен, хочу написать про Средиземье), я черчу карты, сочиняю летописи и языки. Это требует много сил и времени, но разбираться с этим по ходу действия нельзя. Прежде, чем сесть за клавиатуру, нужно обозначить границы и рамки, в которые должен будет вписаться текст. Именно так, а не наоборот. ограничения подстегивают воображение и заставляют искать оригинальные решения.
Если же для меня важнее всего история и ее герои (допустим, я Джордж Мартин), я занимаюсь созданием интересных персонажей.
Полезные статьи:
ostrakon.livejournal.com/3976.html - про психотипы 1
ostrakon.livejournal.com/4162.html - про психотипы 2
ostrakon.livejournal.com/10681.html - про их проявления 1
ostrakon.livejournal.com/10839.html - про их проявления 2
ostrakon.livejournal.com/29390.html - про создание "объемного" героя
ostrakon.livejournal.com/56403.html - про проявление качеств персонажа
ostrakon.livejournal.com/44213.html - про то, как заставить читателя сочувствовать 1
ostrakon.livejournal.com/44411.html - про то, как заставить читателя сочувствовать 2

Пройдясь по всем этим пунктам и ответив на все вопросы, возможно, составив карточки с описанием и биографией героев, я на выходе получу уже не картон, но живых и конфликтных людей.
Накладываем созданных персонажей на задуманный сюжет и понимаем, что это никуда не годиться. Дорабатывает напильником (если надо - бензопилой "Дружба") героев/сюжет. Они не должны болтаться, но входить друг в друга легко и с приятным щелчком.
Если сцена уж больно хороша, но совершенно не вписывается во все остальное, - убираем ее к черту. То же самое с героями.
Если не хватает моральных сил, вот тебе Кубик - l-z.su/rand.php - пусть все решает судьба, кому уйти, а кому остаться.

Теперь, имея на руках героев и историю, которые подходят друг другу, я начинаю писать план. Сначала это простой эпизодник по типу:

Глава 1: Вася встречает Петю, они разговаривают, идут за магазин, покупают водку
Глава 2: Вася просыпается в квартире Пети, находит труп Люси, но не находит Петю.
Глава 3: Вася прячет труп Люси, но его замечает Федя. Вася убивает Федю и закапывает рядом с Люсей.
и т.д.
Конец главы наступает в тот момент, когда происходит необратимое изменение. Например, вначале Вася просто гулял, потом появляется Петя и меняет его планы. Все, Вася уже не пойдет гулять, он подвязался с Петей и стремительно движется навстречу своей судьбе.
Следующий шаг: похмельный Вася вместо рассола находит на кухне Люсю. Пети нет, он не знает, что произошло. Решает спрятать труп. Все, он больше не добропорядочный гуляка и даже не алкоголик. Он - как минимум сообщник. И так далее в том же духе.
Если ничего не изменилось, главы нет.

Теперь я примерно представляю себе структуру того, что собираюсь написать, могу распределить объемы текста и т.д.
Чтобы проверить, насколько хорошо получился эпизодник, можно составить график саспенса и таблицу конфликтов.

График

Две шкалы: х - время/главы, у - напряжение.
Расставляем точки. Можно для всей книги в целом, можно для каждого из основных персонажей в отдельности (потом они сводятся в общую картинку). График должен постоянно плясать туда-обратно. Проблема-решение-новая проблема-новое решение. Причем амплитуда колебаний наращивается, абсолютный минимум и максимум приходятся на кульминацию.
Если где-то график слишком долго остается на одном уровне - правим, добавляем новое, сортируем, убираем.

Таблица

Составляем список всех тем и конфликтов, о которых идет речь в произведении. Их может быть три, может быть сто, зависит от конкретной истории. Выписываем их по вертикали. А по горизонтали отсчитываем главы/эпизоды. На пересечении, если в конкретной главе прорабатывается определенная тема, ставим крестик.
Смотрим, что получилось. Какие главы работают на общий сюжет, а какие получились малоинформативными. Вырезаем, добавляем, сортируем.
Например, для КК минимумов тем/конфликтов на главу - 3. Для первой главы первой части: мистический компонент (демоны, лисы, поклонение Луне), Эмили (она не пришла, завязывается детективная линия), появление Каро (завязывается триллерная линия).

Таким образом я создала общую структуру произведения. Она отвечает за динамику и логику повествования.

Теперь спускаемся ниже. И каждую главу прорабатываем с точки зрения каждого действующего персонажа: куда шел Вася, что болело у Пети, о чем они думали до встречи, во время встречи, после и т.д.
Важно брать каждого персонажа отдельно, как самостоятельную личность со своими целями и заботами. Они не знают о том, что думают и хотят другие, и они реагируют на то, что получают. Следовательно, у каждого своя линия, которая не должна непосредственным образом работать на других персонажей или сюжет в целом. Герои же не знают, что они в книжке, для них все по-настоящему.
На этом этапе рождаются диалоги, описания (камера следует за взглядом фокального персонажа), мотивация.

Собираем все вместе и имеем первый вариант Плана. Он может меняться по ходу написания, если выстрел в конце требует ружья в начале. Но на выходе имеется четкая структура, где каждый элемент находится на своем месте и выполняет определенные функции.


И вот только после этого я сажусь и начинаю писать...

Так что никакого садовничества и сорняков, только железобетон, только хардкор)
Я не пытаюсь никого обратить в свою веру. У каждого свой подход, и нельзя утверждать, будто какой-то лучше, а какой-то хуже. Просто этот алгоритм прекрасно действует для меня, поможет ли он другому - без понятия.
Но знание некоторых техник, я уверена, не повредит в любом случае.

Сообществ и книжек для МТА великое множество, кидаю ссылки только Остракон, потому что там концентрация полезного на квадратную статью выше среднего. Плюс ведется профессиональными сценаристами, а не девочками-припевочками с Самиздата.

На этом все.

@темы: Для памяти

URL
Комментарии
2013-10-24 в 14:22 

Dea.
My log saw something that night.
как уныло..(
неужели так и надо писать?

2013-10-24 в 14:23 

Espero
A'tai, hetairae A'nankhimel'iin. Diriin.
Как надо писать лично тебе, я не имею ни малейшего представления.
Я пишу так.

URL
2013-10-24 в 14:26 

Dea.
My log saw something that night.
Espero, да мне вообще писать не надо, зачем сущности плодить? и так уже расплодились, даже мануалы вон есть, любой может взять и писать по ним)

2013-10-24 в 14:30 

Espero
A'tai, hetairae A'nankhimel'iin. Diriin.
|_Dea_|, мануалы есть по всему: по рисованию, по игре на фортепьяно, лепке и вязанию крючком)
Да и опять же, можешь не писать - не пиши))

URL
2013-10-24 в 14:40 

Верделит
Если жизнь подкинула проблему, то почему ей самой эту проблему и не решить
Спасибо за идею с графиков, это хорошая тема. Все видно визуально - никакие списки этого не дадут.

2013-10-24 в 14:44 

Espero
A'tai, hetairae A'nankhimel'iin. Diriin.
Верделит, you're welcome)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Gorgeous

главная